От редакции Журналы Новости Выставки Фирмы Статьи Видео Фотогалерея Услуги Подписка
  • Фактор превращения: как малому предприятию справиться с большими проблемами?
<<<к списку

Схема расчётов в ритейле организована следующим образом: производитель продукции отгружает партию товара в торговую сеть на условии отсрочки платежа. Такая отсрочка обычно длится от 30 до 120 дней. Зачастую, в период ожидания платежа от клиента, на предпринимателе все равно остаются определенные обязательства по оплате труда сотрудников, оплате аренды и прочее. Еще более сложным становится состояние предпринимателя, в случае если ему поступил новый заказ на его продукцию, а старый клиент еще не заплатил за предыдущую партию. Сумма может стать просто неподъемной, поэтому предпринимателю приходится кредитоваться. Однако небольшому предприятию предоставляют либо очень дорогой кредит, либо вообще отказывают в нем. Поэтому владелец компании оказывается в патовом положении: он не может активно развивать бизнес, так как вынужден опираться только на собственные средства.
То, что в последнее время делают факторы (факторинговые компании), полностью решает эту проблему. Схема работы выглядит так. Фактор берёт на себя функции посредника между покупателем, который платит с отсрочкой, и поставщиком. Поставщик передаёт фактору право требования задолженности с покупателя. Отпустив товар, поставщик отправляет фактору отгрузочные документы. Проверив документы, фактор выплачивает поставщику до 95% от стоимости поставки и берёт на контроль оплату покупателя. После того как покупатель расплатится с фактором, поставщик получит оставшуюся сумму за вычетом комиссии. При этом если покупатель не оплачивает товар в срок, производитель обязан полностью возместить фактору сумму финансирования. Такая форма работы называется «факторинг с регрессом» и это наиболее востребованная в нашей стране услуга. За рубежом в основном используется другой вид факторинга - безрегрессный, когда фактор берёт риск неоплаты со стороны покупателя на себя, выкупая дебиторскую задолженность. 
Приведем пример. Допустим, вы производите кондитерские изделия и продаете их в торговую сеть. Торговая сеть еще не знает вас и для них взять ваш продукт на реализацию¬ это уже своего рода эксперимент. Поэтому они предлагают оплату по результату продаж. Как мы уже говорили ранее, этот период может длиться от 30 до 120 дней. В это время вы могли бы произвести еще одну партию товара и предложить ее другой торговой сети, но вы еще не успели получить прибыль от предыдущей партии, а соответственно надо найти средства на производство новой. В этом случае факторинг это лучший инструмент пополнения оборотного капитала для производства новой партии товара.
Когда производитель (поставщик) пользуется услугами факторинга, он получает дозированное финансирование, у него получается «прокрутить» деньги и получить дополнительную прибыль с продаж. Чаще всего объем этой прибыли значительно превышает сумму комиссии, уплаченной фактору. Время в данном случае является определяющим моментом: от специализированной факторинговой компании деньги можно получить максимально быстро, например, в Лайф Факторинг это всего три дня. Когда у поставщика есть устоявшиеся отношения с факторинговой компанией, у него есть также гарантия получения средств в четко обозначенный срок, это дает предпринимателю возможность более четко отслеживать и контролировать свои денежные потоки. 
Если речь идет о работе с удаленными поставщиками или покупателями, то факторинг можно считать абсолютно незаменимым инструментом, ведь работа с удаленными клиентами всегда несет риск неопределенности в сроках оплаты. Выгода использования факторинга очевидна обеим сторонам: одни получают деньги сразу после отгрузки, другие отсрочку для продажи товара.
Казалось бы, факторинг — это такой же кредит, только под залог дебиторской задолженности. Так чаще всего скажет бухгалтер. Коммерческий директор и собственник увидят в факторинге не просто деньги, а систему развития. Ценность развития — ключевая в факторинге, ей обусловлено и содержание услуги, и содержание отношений, возникающих между фактором и потребителем факторинга. Фактор напрямую заинтересован в развитии бизнеса клиента, ведь вместе с клиентом растёт и он сам. Факторинг гибкий и управляемый инструмент, который позволяет получать финансирование дозированно, под конкретные поставки. Объём финансирования определяет клиент в зависимости от своих продаж: есть продажи — отправляет запрос на финансирование, нет продаж — не отправляет. Этим факторинг отличается от кредита. Факторинг также подстраивается под сезонность: в торговой активности бывают всплески, бывают падения. Факторинговое финансирование отвечает изменяющимся во времени запросам клиента, лимиты подвижны, и они определяются не математической формулой, а решением менеджера. Этим факторинг отличается от овердрафта, который строго привязан к текущим оборотам по счёту.
Потребность обратиться в факторинговую компанию может возникнуть и в тех случаях, когда у бизнеса есть специфические потребности, такие как оценка контрагентов или необходимость страхования рисков неоплаты (если он выходит на новый для себя рынок или начинает работать с новыми покупателями). Немаловажным вопросом остается и размер штата сотрудников, когда более эффективно отдать часть функционала на аутсорсинг (например, управление дебиторской задолженностью), чем нанимать отдельного человека для работы с отсрочкой.
Компания фактор, специализирующаяся на работе с малым и средним бизнесом обязана принимать быстрые и адекватные решения на сложном рынке, в том числе и по стоимости услуги. Комиссия за факторинговое обслуживание может варьироваться от 1,6 до 3% от накладной, в зависимости от выбранного продукта. Компания получает моментальное финансирование после отгрузки товара или оказания услуг. При всех видах факторинга фактор дополнительно осуществляет управление дебиторской задолженностью: анализирует финансовое состояние контрагентов на предмет возможности предоставления отсрочки платежа, ведёт реестр дебиторов, проводит работу с должниками, начиная от звонковнапоминаний о сроках оплаты и заканчивая претензионной работой. Вознаграждение фактора включает фиксированный сбор за обработку документов, процент от суммы уступленной дебиторской задолженности и комиссию за предоставление денежных ресурсов.
Как правильно подойти к выбору факторинговой компании? Факторинговая компания — это партнер на всю жизнь. Поэтому, во-первых, она должна специализироваться на малом и среднем бизнесе, во-вторых, быть готовой быстро и четко оценить состояние клиента, в том числе надо очень хорошо понимать, что при высокой скорости и потоке клиентов, что свойственно ритейлу, требуются аналогичные характеристики и от работы фактора. Во-вторых, уже после выбора факторинговой компании, важно понимать, что скорость принятия решения зачастую зависит от самого клиента. Чем более полный пакет документов вы предоставите при подаче заявления на факторинг, тем больше шансов, что заявление будет рассмотрено в кратчайшие сроки, а также что клиенту выдадут именно желаемый лимит. Зачастую бывает такое, что клиент не готов раскрывать полную информацию о себе и поэтому фактор может принять решение выдать лимит меньше запрошенного изначально.
Надо также разделять факторов на работающих при банках и самостоятельные факторинговые компании. Факторинговые компании менее зарегулированы, чем банки. У факторов¬банков требования к клиентам более высокие, чем у специализированных факторинговых компаний. В банке получить факторинг предприятию МСБ возможно, только когда дебитором является крупный сетевой ритейлер или крупные компании, на которые в банке уже установлены лимиты. Такие сделки менее рискованные, но потребности МСБ намного шире, развитие может идти в разных сегментах. В Лайф Факторинг вообще не ограничивают развитие компаний минимальным лимитом финансирования. Со многими клиентами мы начинали работать по лимиту в 1¬2 миллиона рублей, а в итоге помогли им вырасти и сейчас их обороты уже составляют десятки миллионов. В отличие от банка, специализированная факторинговая компания не регулируется инструкциями ЦБ РФ, которые создают повышенные требования банков к заемщикам в плане оценки их кредитоспособности и обеспечения по ссудам, и фактически ограничивают возможности банков в кредитовании малого бизнеса.
В Лайф Факторинг мы предоставляем нашим клиентам компаниям малого и среднего бизнеса не только дополнительные финансовые ресурсы, но и другие услуги, которые помогают бизнесу развиваться. Например, некоторые наши клиенты являются не производителями (поставщиками) товара, а напротив развивающимися торговыми сетями или магазинами. Для них существует продукт закупочного факторинга. Данный продукт решает главную проблему нового магазина: любой поставщик согласится отгрузить товар на условии отсрочки платежа в такую компанию как Ашан или Перекресток, но если магазин еще не успел создать себе определенную репутацию на рынке, то поставщик, скорее всего, попросит предоплату. В этом случае помогает закупочный факторинг. Схема работы довольно проста: фактор оплачивает 100% стоимости товара поставщику, а когда продавец получает прибыль от продажи товара, он возвращает средства фактору и оплачивает его услуги.
Изначально созданный для малого и среднего бизнеса факторинг является для него и самым доступным источником финансирования. Особенно в российских условиях. Важность поддержки предпринимательства только декларируется на государственном уровне — на практике получить финансирование малому бизнесу до сих пор трудно, и чем меньше бизнес, тем труднее. Начинающие компании идут обходным путём и для развития бизнеса обращаются к потребительскому кредитованию. Но это не совсем корректно. Каждый финансовый инструмент предназначен для своих целей. Если говорить о бизнесе, то для приобретения оборудования или транспорта подходящим инструментом будет лизинг. Если нужно купить сооружения, здания — подойдут инвестиционные программы, кредиты, кредитные линии. Если необходимо пополнение коротких оборотных средств, например, для выплаты зарплат, то это овердрафт. Для финансирования закупок и сбыта предназначен факторинг.

 

<<<к списку