От редакции Журналы Новости Выставки Фирмы Статьи Видео Фотогалерея Услуги Подписка
  • ЖЕНСКОЕ БЕЛЬЁ И ДОМАШНЯЯ ОДЕЖДА
<<<к списку

Сколько на свете существует женщина, столько существует и её бельё. От набедренной повязки в пещерных «хоромах» через разнообразные видоизменения в промежутке и до сегодняшних «разносолов» — это всё её интимное дело, её душевная приязнь, радость, отдушина — её бельё.
Забавно, что эволюция белья проходила по своеобразной синусоиде: сначала тело женщины жило свободным, потом его стали прикрывать, потом «укреплять» сложносочинённым бельём, затем снова понемногу раскрывать и освобождать. Современная женщина имеет в своём гардеробе совсем немного белья. То есть, самих предметов может быть сколько душе угодно, и сколько вмещает шкаф, но наименований белья — всего чуть-чуть.
БЮСТГАЛЬТЕР. Прародителем современного бюстгальтера можно считать те куски материи, которыми женщины иногда обматывали грудь, чтобы удобнее было заниматься хозяйством или спортом. Да, в древней Греции женщины тоже занимались спортом! На некоторых амфорах, найденных при раскопках, есть изображения спортсменок в странных для того времени, непривычных для нашего представления о нём одеждах, сильно напоминающих современный раздельный купальник. Одним куском материи замотана грудь, другой кусок материи умело обмотан вокруг бёдер и талии.
Но это был спортивный вариант. В основном же ходили безо всякого белья. Позже женщины приспособились широкими лентами туго стягивать тело под грудью, тем самым немного фиксируя и приподнимая её. Ещё позже, в эпоху инквизиции, такая лента перекочевала на саму грудь, прижимая её к телу плотно, вплоть до полного визуального исчезновения. Таковы были требования норм морали и, сообразно им, моды! Можно только догадываться, как мучались полногрудые дамы. Потом мягкую ткань заменили деревянные и костяные пластины, их в свою очередь — свинцовые. Такие пластины накладывали на грудь и подрастающим девочкам, чтоб грудь не развивалась совсем.
Бытует мнение, что именно в этом историческом месте и появился корсет в своём полноформатном виде: вшивать пластины и прижимать их к телу проще в этом приспособлении.
Освободил бедных женщин из этого «испанского сапога» Людовик XIV, о котором историки говорят, что его двор был один большой будуар. Фривольные мысли — фривольная мода! Корсет вновь опустился под грудь, женская грудь вновь приобрела свой естественный вид — очаровательный и весьма соблазнительный.
Просуществовал корсет довольно долго — он и сейчас существует как предмет женского гардероба, только не как интимная часть туалета, а как элемент модного тренда, причём весьма пикантный. Это объяснимо: тонкая женская талия из моды не выходила никогда и всегда притягивала к себе мужские взгляды, также, как и стройные ножки.
Функциональность корсета — утягивать талию — отменили развивающаяся медицина и массовость спорта. В начале двадцатого века, с изобретением рентгена, было обнаружено, что затянутый туго корсет серьёзно деформирует внутренние органы, и однажды врач французской медицинской академии Гош Саро (заметим, женщина!) просто разрезала его пополам, поделив функции верхней и нижней части и высвободив женщинам талию. Верхняя часть, разумеется, поддерживала грудь, нижняя — превратилась в пояс для чулок. К верхней части затем пришили бретели и получился бюстгальтер, который жив и поныне.
Современные бюстгальтеры производят из очень разнообразных материалов и для совершенно разных целей. Самые распространённые модели:
КЛАССИЧЕСКИЙ — у такого бюстгальтера обе половинки чашки одинаковы по размеру и полностью закрывают грудь. Такой универсальный бюстгальтер должен быть у каждой женщины.
БАЛКОНЕТ — чашки такого бюстгальтера придают груди форму балкончика, отсюда и название. Эта модель создана для ношения под платье с откровенным декольте. Косточки отлично поддерживают грудь, бретельки по необходимости можно снять или заменить на силиконовые, невидимые. В таком бюстгальтере грудь выглядит очень аппетитно.
КОРБЕЙ — бюстгальтер, у которого нижняя часть чашечки гораздо больше верхней. Он также разработан для ношения под декольте.
БРАСЬЕР — бюстгальтер, едва прикрывающий соски. Он также носится под декольте. Эти три бюстгальтера — и балконет, и корбей, и брасьер хорошо подходят только миниатюрным обладательницам небольшой груди.
БРА, ПУШ-АП — бюстгальтер, который зрительно добавляет объём груди за счёт силиконовых или поролоновых вставок. Он требует бережного отношения и осторожной стирки.
ВАНДЕР БРА — при помощи подушечек, вшитых в нижнюю часть чашечки, бюстгальтер приподнимает грудь с боков, чем делает её необыкновенно привлекательной.
БЮСТ С ДВОЙНОЙ МНОГОСЛОЙНОЙ ЧАШКОЙ — этот бюстгальтер за счёт многослойности сделает пышной грудь любого размера.
БЮСТГАЛЬТЕР С МЯГКОЙ ЧАШКОЙ — это самая тонкая и лёгкая модель, изготавливаемая из кружев. Такой бюстгальтер очень удобен и максимально безопасен, потому что подкладывается трикотажем.
СПОРТИВНЫЙ БЮСТГАЛЬТЕР — само название говорит о его назначении. Изготавливают этот бюстгальтер без швов, как правило — с широкими, плотными бретелями и широкой подгрудной основой.
БЮСТЬЕ — изделие для сомневающихся в стройности своей фигуры. Делает силуэт стройным за счёт миникорсета, присоединённого к бюстгальтеру.
ТРУСЫ. Они образовались из имеющихся в обиходе женщин панталон. Панталоны в своём первоначальном виде выглядели, как две половины, не сшитые посередине. Они сшивались только у пояса. Отверстие выполняло гигиенические функции, потому что панталоны невозможно было снять без того, чтобы вообще не раздеться — они заправлялись под туго зашнурованный корсет. Женщина той поры, когда носили корсеты, самостоятельно не могла ни одеться, ни раздеться, обязательно нужна была посторонняя помощь. Для этого существовали горничные. Женщины бедные или простолюдинки либо корсетов не носили вообще, либо носили облегчённый вариант, шнурующийся спереди, — именно эти корсеты модны сегодня.
Любопытно,что несшитые панталоны просуществовали довольно долго, и когда наконец их сшили, церковь была очень возмущена этим обстоятельством, называя сшитую, непроницаемую теперь деталь женского гардероба безнравственной.
По мере облегчения и укорачивания женской одежды мельчали и панталоны, вплоть до сегодняшнего их вида, только называться они теперь стали — трусы. Никакой революционной истории, одна эволюционная.
Современные трусики существуют в следующих видах:
СЛИПЫ — самые обыкновенные классические трусики, с довольно широкими полосами ткани на бёдрах. Могут быть выполнены из любого материала, в том числе из гипюра.
БОКСЕРЫ — это мини-шортики, которые могут быть пошиты из трикотажа, натурального шёлка или хлопка.
ТАНГА — передняя часть трусиков представляет собой треугольник материала, а задняя — тонкая верёвочка.
СТРИНГИ — название этого вида пошло от английского слова, обозначающего верёвку, — в этой модели нет ни треугольничков, ничего, одни сплошные «верёвочки».
Существуют в обиходе ещё трусы корсетные и корректирующие — в эти модели дополнительно вшиты куски плотной ткани, делающие их подобием корсета. С их помощью можно немного «подобрать» места на теле, которые женщины считают проблемными.
КУПАЛЬНИК. Купальник тоже относят к белью. В отличие от корсета, на историческое развитие купальника открытия в медицине не влияли. В своих преобразованиях купальник откликался исключительно на социальные вызовы.
Прежде, скажем так, в старину, купальников не существовало вовсе. Купались по обстоятельствам: в одежде, в исподнем, нагишом. И то, лишь в тех исключительных случаях, когда это зачем-нибудь было нужно. Культуры пользования водоёмами не было, она возникла в конце XVIII века на волне общеевропейского увлечения идеями Жан Жака Руссо, призывавшего к естественности и близости к природе. Вот тут пошли в ход фантазия и изобретательность: для женщин — специальные рубашки, юбки, платья, чулки, обувь и шляпа, — и всё надевалось всего лишь на одну женщину! Для мужчин как-то сразу почти возник знаменитый полосатый костюм и продержался очень долго. Полоски, разумеется, символизировали море — к тому времени за моряками уже утвердилась полосатая тельняшка как униформа. Примечательно, что мужской костюм полосы имел только двух цветов — синего и красного, это вошло в традицию.
Были изобретены машины для купания — некое подобие крытого фургона, куда входили, там же переодевались, и прислуга катила фургон в воду вместе с купальщиками. После купания вытаскивала на берег, опять же, вместе с искупавшимися господами. Всё чинно и благопристойно, никто не увидит ни краешка нижнего белья, ни кончика пальца очаровательной фемины! Нравы блюлись строго. В викторианскую эпоху в Англии совместное купание женщин и мужчин в одном водоёме, даже в таких «скафандрах» и с применением деревянных купален, осуждалось и практически было недопустимым.
Но начало XX века совпало с окончанием викторианской эпохи, нравы стали проще, и с купальника потихоньку «облетели» кружева, рюши, оборки. Исчезли купальные чулки, шляпы, сам купальник (вернее, купальная юбочка) стал короче, а потом женщины и вовсе позаимствовали из мужского костюма штанишки.
В 20-е годы XX столетия начал приобретать массовый характер спорт. В моду вошли загорелые стройные тела. Красивое тело «требовало», чтобы его показывали, и именно тогда купальник приобрёл знакомый нам вид. Но до середины столетия он оставался всё ещё достаточно закрытым.
В 1946 году модельер Луис Рирд разработал дизайн купальника, который взбудоражил массы. Его назвали Бикини — по имени одного из островов атолла в Тихом океане, и он был настолько мал, что общественная мораль оказалась не готовой к такому обнажению. О купальнике говорили, что «он рассказывает о женщине почти всё, за исключением девичьей фамилии». Понадобилось десять лет и участие невероятно красивых женщин с изумительной фигурой, чтобы бикини обосновался в летнем гардеробе практически у каждой женщины.
В фильме «И бог создал женщину» 1956 года красавица Брижит Бардо впервые снялась в бикини, и больше уже не носила на пляжах Сен-Тропе ничего, кроме крошки бикини. Не только в кино, но и в жизни.
Сегодняшняя мода в индустрии купальных костюмов либеральна, как никогда. Носить можно всё, что душа пожелает, а фигура позволяет. Фигуру даже можно визуально подкорректировать при помощи удачно подобранного купальника. Купальники, как мы знаем, бывают двух видов — закрытые и открытые (раздельные). У закрытого купальника возможности коррекции шире, чем у раздельного, но тот и другой в силах справиться с поставленной задачей.
ЗАКРЫТЫЕ КУПАЛЬНИКИ:
МАЙО — классический закрытый купальник с пришивными бретелями и V-образным, квадратным или круглым вырезом. Такой купальник подходит практически для любой фигуры. Его можно использовать как для спорта, так и для отдыха.
ТАНК — похож на майо, но с чашечками для бюста и более широкими бретелями. Зрительно делает фигуру более стройной.
БАНДО — купальник без бретелей. Особенно модными такие купальники были в 1950-е годы в США (купальник Мерилин Монро). Бандо зрительно укорачивает верхнюю часть туловища и уменьшает бёдра, причём с ярко выраженным эффектом. Для женщин, у которых коротковаты ноги, бандо — настоящая палочка-выручалочка.
ХАЛТЕР — бретели такого купальника застёгиваются либо завязываются на шее. Халтер зрительно увеличивает плечи, а также скрывает полные бёдра.
ПЛАНДЖ — купальник с очень глубоким вырезом сзади и с не меньшим, а возможно и с большим вырезом спереди. Зрительно увеличивает бюст и удлиняет шею.
ХАЙ-НЕК — это купальник с очень маленьким, практически «под горлышко» вырезом. Считается спортивным. Зрительно удлиняет туловище.
СВИМ-ДРЕСС — купальник с юбочкой. Этот купальник — своеобразное ретро, но смотрится очень свежо. По сути это купальное платьице. Скрывает почти все недостатки фигуры не только визуально, но и практически. Короткая юбочка прикрывает самые нелюбимые женщинами на своём теле места — «галифе», тем самым делая ножки и длиннее, и стройнее.
На правах автора статьи и обладательницы такого свим-дресса, могу сказать, что ощущаешь себя в нём очень легко и комфортно, несмотря на кажущуюся громоздкость и многослойность — под платьице вшит обычный слитный купальник, с чашечками для бюста. К тому же, такое платьице избавляет от необходимости переодеваться до и после пляжа. Достаточно надеть на купальник юбку или джинсы, или шорты, и свим-дресс будет выглядеть, как туника.
БУРКИНИ — очень закрытая одежда, мало похожая на привычный нам вид купальника, однако это купальник. В нём закрыты и руки, и ноги целиком. Его шьют из тонкой и дышащей ткани для тех, кому религия не позволяет обнажаться, в том числе и на пляже.
РАЗДЕЛЬНЫЕ КУПАЛЬНИКИ:
БИКИНИ — купальник, состоящий из очень коротких плавок и узкого бюстгальтера с тонкими бретелями. Бикини идеально смотрится на модельных фигурах, но это не значит, что его нельзя носить полным или полноватым женщинам. При правильных пропорциях тела не худая женщина выглядит роскошно в бикини. Ну, а при небольших нарушениях пропорций можно воспользоваться и другими видами купальников.
БАНДО — так же, как и у закрытого бандо, у открытого отсутствуют бретели на лифе. Он тоже зрительно укорачивает верхнюю часть туловища. При ношении бандо есть один нюанс: если его надели именно с целью визуальной коррекции фигуры, а не просто для того, чтобы плечи без полосок загорели, то ничего из украшений на шею лучше не надевать. Эффект укорачивания фигуры достигается за счёт того, что лиф бандо как бы режет фигуру поперёк. Это портновская азбука: поперечные детали и узоры укорачивают, продольные — удлиняют. Если на шею что-нибудь повесить, (не важно, что именно: бусы, шнурок, цепочка) эффект смажется.
БАНДИНИ — это разновидность бандо, но с лифом, который может доходить до талии. В этом виде он практически ничем не отличается от закрытого бандо, в том числе и по своим способностям укорачивать нижнюю часть туловища.
ХАЛТЕР — так же, как закрытый халтер, имеет одну или две бретели, которые сходятся на шее. Открытый купальник этого вида хорошо смотрится на обладательницах пышного бюста и хорошо уравновешивает фигуру с полными бёдрами.
ТАНК — у раздельного танка лиф сделан в виде топа. Топ может быть как до нижних рёбер, так и до середины бедра. Раздельный танк тоже очень стройнит фигуру, а длиной топа можно корректировать длину туловища.
ТРИКИНИ — это, в общем-то, обычный бикини, только в комплект входит «лишняя» деталь: короткая юбочка, парео или шорты. Тут возможности для комбинаций визуальной коррекции безграничны.
НОЧНАЯ РУБАШКА. Обыкновенная нижняя рубашка, которую надевали на голое тело под верхнюю одежду, «породила» своё второе «я», которое стали надевать только на ночь для сна, относительно недавно — в XV веке. Трудно представить себе, что до этого времени люди спали голыми или в верхней, уличной одежде, но все источники утверждают, что это было именно так, и что именно в конце этой эпохи в Чехии родилась одежда для сна.
Долгое время ночная рубашка шилась огромным балахоном в пол, почти всегда из хлопка или льна. Она была долгополая и широкая и свиду неказистая. Видоизменять её, как всегда, начали кокетливые француженки. Рубашки стали изготавливать из шёлка, её размер уменьшился до разумного, появились украшения в виде кружев, вышивок, воланов, разноцветной тесьмы. Появилось и новое название — пеньюар. Сегодняшнее представление о пеньюаре — это ансамбль, состоящий из элегантной красивой «ночнушки» и небольшого халатика поверх неё, но тогда пеньюаром называлась только одна ночная рубашка. А хорошо знакомый нам ансамбль назывался «неглиже» — небрежный. В таком расслабленном виде можно было проводить всё утро — пить кофе, принимать нежданных посетителей, куафёра (парикмахера), модистку. И это не считалось зазорным — представать перед посторонними людьми в таком «разобранном» виде. Красота и изысканность ночного белья, выставленного таким образом на всеобщее обозрение, декларировала благосостояние хозяина дома и отменный вкус хозяйки ночной рубашки. Так что, говоря современным языком, предмет гардероба незатейливого назначения работал имиджмейкером своих владельцев.
Сегодня мы не демонстрируем свою ночную одежду перед посторонними, но она от этого не стала менее красивой, чем в старые времена. Шьют ночные рубашки по-прежнему из разных, дорогих и не очень, материалов; совершенно разнообразных фасонов и стилей — остаётся только выбрать на свой вкус.
ПИЖАМА. Пижама — это всегда некая верхняя часть и штанишки. Откуда в беспортошной Европе, долго ходившей в одних юбках и без панталон, взяться штанишкам? Конечно же, они позаимствованы. В Азии и на Востоке женщины испокон веку носили некое подобие привычных нынешнему глазу европейских брюк и шаровары, но в Европе в те времена для женщин мужская нижняя одежда была табу.
Однажды путешественник-француз вернулся домой и привёз с собой сувениры, в числе которых была пижама. Очевидно, что в пижаме он спал сам, но учитывая светские правила того времени, когда в одежде для сна по утрам принимали посетителей, можно понять, что эту диковину сразу увидели. И переняли!
Пижама сразу почти вытеснила из гардероба мужчин ночную рубашку, и долго была исключительно мужской одеждой для сна. Женщинам её подарила Коко Шанель — любительница мужских деталей гардероба — галстуков, брюк, а теперь и пижам.
Габриэль Шанель перенимала детали мужских костюмов не из озорных побуждений, а согласно своему творческому видению. Жизнь требовала упрощения стилей, и Коко своим чутьём модельера откликалась на такие вызовы. Талантливейшему человеку, основательнице стиля унисекс современные женщины обязаны принципиально другому взгляду на моду — выстроенному под другим углом, дающему простор для полёта фантазии и никак не ограничивающему творчество.
В 1930-ых годах модельеры ввели моду на полоску, и появились мужские шерстяные полосатые костюмы. Полоска была очень популярна и появилась на всех тканях, на дорогих и дешёвых. Мужчины всех сословий носили подобные костюмы, — то есть можно сказать, что полоска была массовым явлением для одежды. Перекочевала она и на пижамы. Мода переменчива, полоска постепенно уступила место гладкокрашеным тканям, а вот на пижаме почему-то осталась. Это даже стало определённой традицией: пижама — значит полосатая. В полосатом виде пижама просуществовала долго, пока дизайнеры одежды снова не обратили на неё своё внимание. Сегодня пижамное разнообразие — норма. Пижама может состоять из шортиков и футболки, из туники и леггинсов или просто трусиков, может выглядеть, как классическое прошлое: очень свободные брюки и жакет на пуговицах с английским воротником, и всё это — в полоску.
Украшают пижамы, как и прочее платье, с применением неограниченной фантазии. Они могут быть расшиты тесьмой, шёлком, они могут иметь кружева, воланы, рюши — всё, что душа пожелает.
Ночная рубашка и пижама, предметы домашней одежды, предназначенной для сна, — совершенно домашние жители. Они комфортны, уютны, тело в них отдыхает, сознание расслаблено. В пижаме совершенно ничего не хочется делать, кроме как лежать на диване.
Но вот однажды случилось непредвиденное: «ночнушка» и пижама покинули стены своих родных спален!
Производители этого вида домашней одежды так увлеклись её дизайном, что у владельцев настоящих шедевров портновского искусства возникло огромное искушение продемонстрировать своих «питомцев» в свете. В изящных ночных рубашках, больше похожих на вечерние платья, нежели на одежду для сна, в пижамах китайского шёлка, шёлком же и расшитого и бисером, украшенных голландскими кружевами, их владелицы пытались завести моду ходить на вечеринки. Но не прижилось. И хорошо, иначе в чём бы теперь спали?
Но это — не единственная попытка нагрузить «ночнушки» ещё какой-нибудь дополнительной функцией.
В 2010 году в Лондоне появилась мода на литературные чтения в пижамах. Они мало похожи на те, что проходят в традиционных книжных клубах, где принято серьёзно обсуждать прочитанное.
Литературные чтения в пижамах проходят в лондонской гостинице 40 Winks, названной немецким изданием Vogue самым красивым маленьким отелем в мире. Владелец отеля, дизайнер Дэвид Картер, живёт на нижнем этаже дома, сдавая две комнаты наверху.
Каждую пятницу у двери 40 Winks выстраивается небольшая очередь. В руках гостей — сумки с пижамами, ночными рубашками и колпаками. Это дресс-код, который обязаны соблюдать все, приходящие на вечера в 40 Winks. Переодевание и переобувание (всем посетителям выдаются тапочки) — неотъемлемая часть процесса.
Гости рассаживаются на подушках прямо на полу, окружая актёров-рассказчиков, которые устраивают мини-представления перед зрителями.
Куратор вечеров и сама рассказчик Рейчел Роуз Рид ищет для таких вечеров рассказчиков — актёров и просто людей, способных поломать привычные представления о том, кто и как может рассказывать истории.
Растущий интерес публики к литературным собраниям в пижамах она объясняет тем, что, когда вы предлагаете публике надеть костюм, то это сразу переносит его в другой мир.
«Главное, что люди могут в такой обстановке играть. Многие взрослые ни во что не играли с тех пор, как вышли из песочницы. Умение играть в игры очень важно, это часть человеческой природы. Когда люди приходят сюда и переодеваются в пижамы, они сбрасывают привычную оболочку», — считает рассказчица. Другой фактор, привлекающий публику на такие вечера, — лёгкость и естественность происходящего.
То есть, пижама вынесла за стены родного дома не только свою красоту, как случилось с ней когда-то, но и саму свою сакральность — негу!
Кто знает, может быть пройдёт ещё какое-то время, в обществе опять поменяются нравы, и мы будем ходить в пижамах в кино или театр. И никто не будет считать это экстравагантным!
ХАЛАТ. Эта одежда также позаимствована с Востока. Но сначала халат «пришёл» в Европу, их Турции, а уж из Европы в XVIII веке попал в Россию.
На Востоке и в Азии халат выполнял роль верхней одежды — это обусловлено климатом, традициями, общественным устройством. При помощи халата там происходит дифференциация социальных слоёв: чем богаче выглядит халат (дорогая материя, отделка, украшения), тем выше сидит на социальной лестнице его владелец. В этом аспекте богато украшенный халат может использоваться как почётная награда. В Индии в XIX веке слово «халат» стало нарицательным и вошло в лексикон как предмет, обозначающий любую материальную награду, хотя в переводе с арабского слово «хилат» — просто одежда.
Азия и Восток все традиции халата сохранили и по сегодняшний день: его носят как верхнюю одежду и дарят в торжественных случаях уважаемым людям.
В России халат никогда не был верхней одеждой. От времени своего появления и до сегодняшнего дня халат выполняет функцию домашней одежды, а с 20-го века — ещё и профессиональной.
Обосновавшийся в России халат очень приглянулся поместному дворянству, которое породило целую культуру жизни в халате. Расслабленную, ленивую, бездумную, никакими хлопотами не обременённую — барскую. Описаниями такой жизни наполнена русская литература XIX века, и самый яркий образец — роман Ивана Гончарова «Обломов», знакомый нам всем ещё со школьных времён. Словами своего героя Ильи Ильича Обломова автор произносит оду халату: «... Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
С каким чувством и знанием дела написано! Халат действительно всегда был и остаётся свободной одеждой, предназначенной для удобства и комфорта ощущений. Веяния моды, которые касались халата, проходили по его поверхности: вышивки, украшения, детали. Стиль халата оставался неизменным — он должен быть свободным и не мешать своему хозяину.
Халат и сегодня остаётся в том же свободном стиле. Байковый ли, ситцевый, шёлковый или махровый, длинный или короткий — халат всё тот же, «покоряется самомалейшему движению тела».

Филиппова Татьяна

<<<к списку